В наше время на человека каждый день
обрушивается такой поток информации, что порой не успеваешь подумать: правда
иль вымысел, добро иль зло. А иногда то, что еще вчера было правильным, сегодня
ошибочно. И уже кажется, что нет ничего постоянного… Но мы, как и наши
прародители много-много лет назад, читаем своим деткам сказки, чаще не
задумываясь, какую смысловую нагрузку они несут, какие зернышки мы сажаем.
Сказки – не для детей
Сказки –
художественные произведения с установкой на вымысел – возникли много веков
назад , передавались из уст в уста и адресовались взрослым. Ученые выдвигают
несколько гипотез их возникновения: одни считают, что сказки отражают древние
представления и обычаи, другие – подсознание человека, его подавляемые желания
и комплексы. Интересно то , что сюжеты, композиции, герои сказок стабильны для
всех времен и народов, существуют так называемые бродячие сюжеты. Как это
возможно? Загадка для ученых. Да и вообще, вокруг и внутри сказок полно тайн.
Например, не совсем понятно, почему в начале 17 века жанр сказок стал умирать,
почему и зачем в конце того же века появились специально обработанные детские
сказки. Есть несколько версий появления и назначения детских сказок: для
познания маленьким человечком окружающего мира, действительности, для
«назидания, развлечения, устрашения» (Бахтин). Но тогда интересно, зачем же для
познания реальности детям надо погружаться в мир вымысла и фантазии. Возможно,
потому что они при всей их непосредственности и наивности гораздо мудрее и
понимают то, о чем мы, взрослые реалисты, можем лишь догадаться, произведя
глубокий анализ. Предлагаем вам проанализировать
сказки, которые мы читаем детям.
Сказки для детей
И начнем с
того, с чего обычно , не задумываясь, и начинаем. Жили-были Дед и Баба. И была
у них курочка Ряба…» А если задуматься, о чем эта сказка. Да… А все потому, что
сказка эта очень древняя, имеет сакральный подтекст. В те времена многие
простые предметы имели символическое значение: золотое яйцо было символом
смерти, его получали, когда приходило время умирать. Пестрая курица –
посредником между потусторонним миром и реальным. Простое яичко – символом
новой жизни (Пасхальное яйцо – тоже). Зная это, можно предположить, что сказка
про Курочку Рябу была призвана успокоить людей (Бабу и Деда), уверить их, что старость – это еще не конец жизни,
что жизнь продолжается в детях.
Совсем
маленькие детки, слушая эту сказку, вряд ли понимают ее истинный смысл но их
радуют знакомые слова (Баба, Дед, мышка, курочка, яичко), а определенные ритм и
мелодичность убаюкивают. Детки постарше уже могут насторожиться, чутко
отреагировав на такие слова, как «били», «разбилось», «плачет». Конечно, можно
и нужно говорить и объяснять им, какая Ряба хорошая, помогла пожилым людям,
пожалела их. Но дети постарше, понимая все это, могут задать вполне логичный
вопрос: «Дед хотел разбить яичко, почему тогда плачет?»
Теперь
давайте вспомним другую сказку. «Жили-были старик со старухою. Вот и просит
старик: «Испеки мне, старая, колобок». Малыши, слушая ее, знакомятся с
животными, песенка Колобка их веселит или убаюкивает. Но уже в два годика
многие детки сильно расстраиваются и плачут, когда лисичка хитростью заманивает
Колобка себе на нос и съедает его. Тут вполне уместно объяснить, что Колобок не
послушался, и поэтому попал в беду. Психологи считают такой вариант конца
сказки даже полезным, потому что на подсознательном уровне прорабатывается тема
смерти. Но старшие дети, многое уже зная, могут заметить: «А разве Баба и Дед
испекли колобок не для того, чтобы
съесть?»
Получается,
что сказки не универсальны, не подходят для деток всех возрастов.
Тому
подтверждение – и следующая сказка. «Однажды мать испекла пирожок и сказала
дочке: «Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке». С одной стороны, замечательная
сказка, особенно для девочек, учит их не доверять чужим. Но, с другой стороны,
очень впечатлительным барышням, если переусердствовать, можно внушить, что все
знакомые мужчины – волки
Или. «Жил
старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец.
Завернула в тряпку и положила на лавку». Вот так начинается сказка про Мальчика
–с-пальчика. Ух, аж дух захватывает, а с другой стороны, эта сказка учит тому,
что выход есть даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций: продал отец Мальчика
барину, а мальчишечка прогрыз у него в штанах дыру и ушел. Волк съел, но потом
сам просил из живота вылезти, да еще к дому подвез. Нравится эта сказка
мальчикам.
Получается,
что сказки должны подбираться индивидуально, в зависимости от пола,
эмоциональной восприимчивости ребенка, даже интересов.
Да, да, в
зависимости от его интересов. Ведь очень часто дети просят читать им несколько
раз в день одну и ту же сказку. Потому что что-то в ней затронуло, тревожит,
нравится, помогает справиться с какой-то ситуацией в жизни. Вы можете
постараться понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев
его любимый, почему он выбирает именно эту сказку – это поможет лучше ребенка
понять. В последнее время психологи все чаще и чаще обращаются к анализу
сказок, утверждая, что они влияют на развитие личности ребенка и его поведение.
Эрик Берн считал, что сказка-вымысел может стать жизненным сценарием человека,
под ее влиянием могут сформироваться реальный план и реальные линии поведения
жизни.
А еще с
помощью сказок можно решать родительские педагогические задачи: воспитывать
маленького человечка, преодолевать негативные стороны его личности и
особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно
почитать народную венгерскую сказку «Два жадных медвежонка», капризуле – «сказку
о глупом мышонке». Зная эмоциональную проблему малыша, особенности его
темперамента, характера, можно и самим сочинить сказку, в которой герои,
ситуации помогут ребенку найти верное решение волнующей проблемы.
Вообще,
детские сказки родителям надо читать сначала самим, подбирать для каждого
ребенка индивидуально, обсуждать после прочтения.
И все же вот
несколько советов.
Совсем
крохам подойдут короткие, мелодичные сказки, с повторами. Например: «Репка», «Колобок»,
«Курочка Ряба».
Малышам
понятны будут и сказки, которые познакомят их с окружающим миром, расширяют
словарный запас: «Теремок». «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» и
др.
Детки чуть
постарше, у которых уже есть какой-то жизненный опыт, с удовольствием послушают
сказки с сюжетом посложнее, в которых между героями строятся взаимоотношения: «Лиса
и Журавль». «Смоляной бочок». «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гадкий утенок» и
др.
Ближе к
школе ребятам нравятся волшебные сказки, интригующие, захватывающие дух, с
превращениями. Они учат оценивать поступки героев, делать выбор, моделям
поведения. Например: «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Царевна-лягушка»
и др.
А закончим
наше путешествие в страну сказок словами Юлия Кима: «Ах, как чудно и чудно! Ах,
как страшно и смешно, зато в конце все будет хорошо!»
Татьяна Левина, психолог
|