РУЧНОЙ ПЕРЕПЛЕТ: ИСКУССТВО ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ - РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ - УЮТ В ДОМЕ, РУКОДЕЛИЕ - СТАТЬИ - Кудесница
Кудесница
 СТАТЬИ
Главная » Статьи » УЮТ В ДОМЕ, РУКОДЕЛИЕ » РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ

РУЧНОЙ ПЕРЕПЛЕТ: ИСКУССТВО ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Несмотря на то, что мир захлестнуло массовое производство, возможно, даже благодаря ему в наши дни все больше ценятся единственные в своем роде работы, переплетенные руками мастера. А ведь сделать переплет можно и самостоятельно, главное, определиться с его видом...


Коптский переплет



Первопроходцами в сшивании книг вручную можно назвать Коптов, ранних египетских христиан. Они изобрели метод соединения нескольких листов бумаги, собранных в тетради и сшитых между собой цепочкой петель по всему корешку. Корешки книг оставались открытыми, а обложкой служили листы папируса, склеенные между собой, позднее деревянные дощечки. Особенно ценные экземпляры перетягивали кожей.


Эфиопский переплет


Эфиопская техника переплета — это сшивание тем же цепным стежком, как и у коптов. Отличия данной техники столь незначительны, что часто их объединяют в одну. Особенностью сшивания тетрадей в данном переплете является парность цепочек и использование двух отдельных нитей на каждую пару плетения. Таким образом, если есть два отверстия в сгибе тетради, то использовалось две нити, если четыре , то четыре и т. д. Обычно обложки были деревянными и прикреплялись через отверстия на краю доски. Самые важные книги перетягивались кожей и украшались.


Исламский переплет

Изначально для украшения книг исламские переплетчики использовали блинтовое тиснение. Позже стали использовать золото, а форма книги стала походить на современную (ранее была более продолговатая). К 16 веку переплеты стали украшать яркими цветами и тонкой филигранью. Отличительной чертой исламской средневековой книги был клапан, своеобразное продолжение обложки (с левой стороны открытой книги), которое служило для защиты и сохранения книги или использовалось как закладка.


Японский переплет

Сегодня чаще всего можно услышать о японском переплете, однако этот метод был изобретен в Китае и применялся не только там, но и в Корее, и в Японии.


Особенность данного метода заключается в том, что сшиваются не отдельные тетради по корешку, а весь блок страниц вместе с обложкой сквозными стежками вокруг корешка.


Узор, оплетающий корешок, зависит от количества отверстий. Четыре отверстия характерны для китайского переплета, пять — для корейского. Обложкой для таких книг обычно служила бумага, но более плотная, чем внутри. Чаще всего книги формировались группами и помещались в тканевый футляр. Это необычайно крепкий метод переплета, но нужно учитывать, что ему не хватает пластичности.


Переплет в Европе


Особенностью европейского переплета являлось сшивание текстовых блоков на лентах или шнурах. Этот способ скрепления книг применяется и сегодня. Тетради сшиваются и прикрепляются к обложке шнурами или лентами, вшитыми поперек корешка. Нить, использовавшаяся для скрепления тетрадей сверху и снизу, заплетались в каптал.


С изобретением печати для изготовления обложки начали применять картон, а для сшивания — пеньковые шнуры. В этот же период начинают использовать марокен при использовании особо ценных книг.


Переплет продольным стежком


К исторической структуре, применяемой в наши дни, можно отнести Лонг стич (англ. Long stitch), или продольный стежок. Этот метод сшивания позволяет мастеру создавать уникальные узоры на корешке книги. Существуют различные формы данного вида переплета. Например, метод сшивания продольным стежком «через прорези в обложке». Этот метод переплета создает на корешке узор в виде линий, идущих в шахматном порядке.


Бельгийский переплет

Этот метод был изобретен в середине 1980-х бельгийским мастером Энн Гой. Она хотела создать книгу, которая могла бы открываться на 180 градусов, но визуально походила на образцы азиатского переплета. Обложка такой книги состоит из отдельных частей: передней крышки, задней крышки и остова. Крышки сшиваются через отверстия в краю обложки и проходят над и под остовом. Предварительно сшитый текстовый блок, прикрепляется к уже готовой обложке. Энн Гой назвала этот метод перекрестным переплетом (criss cross binding).


Переплет гусеничным стежком


Переплет гусеничным стежком ( caterpillar stitch binding) был изобретен под влиянием исторического метода сшивания книг мастером по переплету, реставратором Бетси Палмер Элдридж в 1989 году. С тех пор гусеничный метод сшивания претерпел множество изменений. Открытый корешок оплетается своеобразными гусеницами. Книги сшиваются при помощи нескольких игл, что позволяет создавать несколько гусениц, при желании разных цветов.


Существует еще множество различных методов сшивания, техник переплета, материалов, инструментов, форм и цветов с которыми можно работать, преображать, сочетать и использовать, получая новый опыт и впечатления.


Необязательно обучаться ремеслу, чтобы прикоснуться к прекрасному миру переплета. Знакомство с историей создания книг уже открывает нам целый загадочный и чарующий мир мастерства, знаний и опыта, переплетенных между собой временными нитями и всевозможными материалами. Не зря говорят, что только лишь глядя на корешки книг, стоящих на полке, можно читать историю человечества.





Словарик:


Тетрадь (от греческого - «тетра» - четверка) — обычно состояли из 4-х листов, сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах не было сплошной нумерации страниц: счет велся по тетрадям и листам.

Корешок книги — место, где сшиты листы книги, тетради.

Блинтовое тиснение - ( нем. Blint — слепой) — плоское бескрасочное тиснение надписей или украшений на книжных переплетах, производимое горячим прессом.

Филигрань — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. Проволоки, также изделия , выполненные в такой технике.

Каптал — важный элемент переплета, прикрепляемый у головки и хвоста книжного блока. Ранее выплетался на блоке, предупреждая повреждения переплета при его вытаскивании с книжной полки. В настоящее время не выполняет защитной функции и заменен декоративной тесьмой, приклеиваемой на корешке.

Марокен — это тисненая тонкая козлиная кожа, применявшаяся для книжных переплетов.

Остов — полоска картона или бумаги по ширине равная толщине корешка, обработанного книжного блока. Обычно наклеивается на книжный блок или на переплетенный материал.

Текст: Елена Яковлева

Источник: ж-л "Мастерица"



Категория: РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ | Добавил: Shunka (27.05.2013)
Просмотров: 5275 | Теги: Переплет, рукоделие или чудеса своими руками | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 10.12.2016, 17:40
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
УЮТНЫЙ ДОМ [8]
КУЛИНАРИЯ [25]
В МИРЕ ЦВЕТОВ [7]
РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ [65]
Block title
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz