Осибана
— живопись прессованным растительным
материалом.
Весна
порадовала нас юной зеленью и нежным
цветением садов. Впереди — долгое буйное
лето с разнообразием природных красок.
Самое время запастись впрок растительным
материалом и освоить новое направление
декоративно-прикладного творчества —
прессованную флористику, или осибану.
Новое
— это хорошо забытое старое
Осибана
(ошибана) уже более шести веков практикуется
в Японии. Давным-давно, наряду с искусством
владения мечом, живопись прессованным
флористическим материалом являлась
частью самурайской философии
самосовершенствования. Суровые восточные
мастера владели техникой вхождения в
особое душевное состояние (сатори),
переживали удивительные ощущения
гармонии с природой и окружающим миром,
а затем фиксировали их на подходящей
основе. Средством для передачи авторских
мыслеформ служили сухие растения — из
них выкладывались настоящие живописные
полотна. Говорят, что были они настолько
хороши, что каждый, кто впоследствии
любовался шедеврами, мог уловить отзвуки
мимолетного сатори, некогда пережитого
мастером-самураем.
По
мере сближения Западной культуры с
Восточной, искусство осибаны просочилось
в страны Старого Света, очаровало Европу.
Оттуда, следуя за переселнцами-нуворишами,
попало в Америку. Долгое время изящные
картины из прессованных растений,
созданные руками благородных барышень,
украшали интерьеры домов по обе стороны
Атлантики. А затем постепенно исчезли.
Очередной
всплеск мирового общественного интереса
к осибане произошел в конце прошлого
века. Нынче этим искусством увлечены
уже миллионы. И с каждым годом мастеров
прибывает.
В
соавторстве с природой
«Остановись,
мгновенье, - ты прекрасно!» Как часто мы
повторяем эту фразу, глядя на причудливый
завиток едва проклюнувшегося ростка
или распустившийся бутон? Природа —
идеальный художник. Совершенство
заключено в каждом изгибе стебля, в
каждом оттенке отдельно взятого лепестка.
Это готовый материал для творчества.
Формы,
фактруры, колеры — нет предела фантазии.
Голубые незабудки напомнят от летнем
безоблачном небе, васильки — о синеве
прохладной воды. Тополиный пух вернет
воспоминания о зиме или навеет мысли о
мягкости утренней дымки после осеннего
дня. Резной лист папоротника вдруг
перевоплотится в кипарисовую рощу, а
луковая шелуха станет... частью Великой
Китайсткой стены. Почему бы и нет?
Не
обязательно быть дипломированным
художником, чтобы заниматься прессссованной
флористикой. В осибане главное — сатори.
То есть чувства, креативные ассоциации
и субъективное мироощущение в данный
момент времени. А в остальном можно
просто положиться на природу: она сама
подскажет сюжет, композицию, поможет с
выбором составных частей для будущего
шедевра.
Несколько
слов о прессах
Мастера,
посвятившие себя искусству осибаны,
используют в работе»тяжелую артиллерию»
- специальные массивные прессы для
засушивания растений. Но это вовсе не
означает, что приобщение к древнему
ремеслу следует начинать с приобретения
громоздкого станка. Для начала вполне
сгодится мобильный импровизированный
вариант: два кирпича, обтянутых тканью.
Между ними вкладывается растение,
обернутое в пористую бумагу, дополнительно
перекладывается салфеточными слоями,
сверху помещается груз. Готово! Остается
только менять прослойки по мере их
увлажнения.
Собственно,
можно обойтись и без кирпичей. В каждом
доме найдется пара-тройка увесистых
фолиантов, словно специально созданных
для прессования цветов. Растения
помещаются между книжных страниц, сверху
прижимаются чем-нибудь достаточно
тяжелым. Правда, так довольно проблематично
сушить крупные соцветия, мясистые стебли
и наполненные влагой кожистые листья.
Экспресс-вариант:
высушивание горячим утюгом. Объект
помещается между газетных полос и
проглаживается. Лишняя влага выпаривается
без проблем. А для некоторых растений
(например, для цветов василька) — это
вообще предпочтительный способ,
позволяющий сохранить красивый цвет
лепестков.
Важные
мелочи
Вода
и прямые солнечные лучи — злейшие враги
осибана. На свету флористические
материалы выгорают, в помещениях в
повышенной влажностью — жухнут, буреют.
Да и время не идет им на пользу. Большинство
сухих растений с годами теряют цветовую
насыщенность. Эту особенность мастера
стараются учесть заранее, еще до начала
создания композиций.
Дольше
всех (до нескольких десятилетий) сохраняют
природные краски маргаритки, дельфиниум,
мать-и-мачеха, астры, пионы. Самые
нестойкие — флоксы, лютики, анютины
глазки и тигровая лилия. Черемуха, розы,
жасмин, бархатцы и ромашки способны
«продержать» с десяток лет и относятся
к категории среднестойких.
Конечно,
разработаны специальные эффективные
технологии по продлению срока хранения
осибана-шедевров. В частности, используются
герметичные вакуумные рамы, не содержащие
воздуха за стеклом. Тем не менее, следует
признать, что искусство прессованной
флористики далеко не вечно. А может как
раз в этой природной сиюминутности и
заключается ее волшебная притягательность?
Постой мгновенье...
Текст: Ольга Ситникова Источник: ж-л "Мастерица"
|