Кудесница
 СТАТЬИ
Главная » Статьи » УЮТ В ДОМЕ, РУКОДЕЛИЕ » РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ

БАТИК: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ О НЕМ ЗНАТЬ


Из истории батика

Батик — роспись по ткани — то, наверное, один из немногих способов украшения, который, возникнув еще в глубокой древности, сумел сохранить свои традиции, приобрести новые воплощения и не потерять актуальности. Само слово «батик» явансокого происхождения и по некоторым данным происходит от слова «ambatik”, дословно переводящегося как « ткань с небольшими точками». Корень «ba” - «ткань», суффикс «tik” - « маленькая точка, капля или создание точек».


О месте и времени происхождения этой техники ученые точно сказать не могут. Образцы окраски тканей с применением метода резервирования воском и различными растительными смолами впервые были обнаружены 1500 лет назад в Египте и на Ближнем Востоке. Похожие образцы также нашли в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке. Но, несмотря на их схожесть, большинство исследователей считают, что родиной батика все-таки является остров Ява, на котором эта техника развивалась несколько столетий и достигла наибольшего расцвета с технической и художественной точки зрения.


После того, как в 18 веке Индонезия стала голландской колонией, батик стал известен в Европе. Практичные европейцы модернизировали производство батика и превратили его в полупромышленный способ окраски тканей. Правда, в середине 19 века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой. Лишь в 1900 году после Парижской Международной выставки , где впервые после пятидесяти лет забвения были продемонстрированы широкой публике работы в технике батик, он снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. В середине 20 века батик проник в дизайн. Сейчас в этой технике выполняются панно, декоративные ткани, шторы, ширмы, галстуки и многое другое.


О создании батика


Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (такая ткань идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования — к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества — воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки.


Мастерица садится перед натянутой на раму тканью, и специальным инструментом — чантингом — наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на тканью Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками — наносят узор на чистую ткань.


После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, - окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени — от нескольких дней до нескольких месяцев.


Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету — все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей — тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora — (коричневый). Реже использовался красный цвет — пурпур, - который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорого и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 г краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.


В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким способом батик гораздо дешевле.


Виды батика


Есть несколько видов росписи тканей. Они различаются по способу резервирования. Рассмотрим четыре из них: узелковый, горячий, холодный, свободная роспись.


Узелковый батик

Узелковый батик можно считать одним из самых древнейших видов оформления ткани. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае, в Западной Африке. Суть его состоит в том, что перед крашением ткань по предварительной задумке определенным образом складывается и плотно перевязывается жгутом. После этого ее окрашивают, промывают и развязывают жгут. Краситель не проникает в места перевязки (под нитками не окрашивается вообще, а в других местах окрашивается неравномерно), что и создает неповторимый узор на ткани. Чтобы получить более сложный рисунок, после первого крашения ткань сушат и , не развязывая первых узелков, завязывают новые. Затем окрашивают ткань в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить несколько раз, только стоит учесть, что окрашивание ведется от светлого тона к более темному.


Горячий батик

Это вид батика, в котором резервирование участков ткани производится путем нанесения на ткань воска или специального состава на основе воска или парафина. «Горячим» он называется потому, что воск при помощи кистей или специального истнтрумента — чантинга — наносится на ткань в горячем, расплавленном виде. Место, покрытое воском, не впитывает краску и ограничивает ее растекание. После нанесения рисунка на ткань воск с поверхности удаляется. Существуют несколько видов горячего батика: простой батик (в одно перекрытие), сложный ( в несколько последовательных перекрытий воском) и роспись «от пятна», когда перед нанесением воска на ткань сначала накладываются цветные разводы, а затем все окрашивается в более темный цвет.


Холодный батик

В этом виде батика контуры рисунка наносятся специальным резервирующим составом, который ограничивает растекание краски по ткани. Этот резервирующий состав делается на основе резинового клея, с добавлением очищенного бензина или парафина. Продаются и уже готовые составы. Они бывают бесцветными и цветными. Резерв наносится на ткань при помощи специальных инструментов — стеклянных трубочек или тюбиков. После полного высыхания линии наносится краска.


Свободная роспись

В этом виде батика роспись производится вообще без резервирующего состава. Она напоминает акварельную живопись «по сырому» и дает художнику большие возможности, хотя требует большого мастерства.


Дополнительные эффекты в батике


Кроме основных видов, с которыми мы познакомились выше, существуют еще и дополнительные эффекты, способные придать неповторимость каждой работе.


Солевой эффект

Он основан на способности соли поглощать влагу. Если нанести несколько крупных кристаллов соли на только что наложенную и невысохшую краску, то соль станет притягивать воду, а вместе с ней и краску. После высыхания на месте кристаллов образуются красивые разводы, абстрактные узоры. Причем результат всегда будет разный — это зависит от многих факторов — размера кристалла, влажности ткани, насыщенности красителя.


Аэрография

Это способ нанесения на ткань узоров с помощью аэрографа ( пульверизатора). В итоге можно получить плавные светотеневые переходы. При этом контур рисунка будет мягким и расплывчатым. Если на ткань положить какие-нибудь предметы, например, кусочки кружева, листья растений или специально вырезанный трафарет, и окрасить аэрографом, то можно получить очень красивую композицию.


Набойка

Набойка выполняется с помощью штампов. Поверхность, на которой лежит ткань, должна быть ровной и не скользкой. Для этого можно накрыть стол старым байковым одеялом. Штамп опускают в подготовленную печатную краску, делают первый оттиск на бумаге, тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно прижимают к ткани, на которой отпечатывается рисунок.


Материалы и инструменты

Для занятия батиком потребуются специальные инструменты и материалы.


Ткань

Для батика используют самые разнообразные ткани — все зависит от задумки художника. Лучшим, конечно, является натуральный шелк — крепдешин, атлас, туаль. Для горячего батика часто используют тонкий хлопок. Подойдут также и шерсть, и тонкий лен. Можно работать и на синтетических тканях. Важно, чтобы краситель соответствовал типу ткани. Все ткани перед росписью проходят обработку — замачиваются в воде, стираются и сушатся. Это необходимо для того, чтобы удалить с ткани апперт — специальную заводскую пропитку, которая препятствует свободному растеканию краски по ткани.


Краски

Если не вдаваться в глубокие технологические подробности, то все красители можно разделить на две большие группы — на анилиновой и на акриловой основе. Они различаются по своим свойствам и способу закрепления.


Анилиновые дают более насыщенный, богатый цвет, хорошо растекаются по ткани, после закрепления не придают ткани жесткость. Хорошо подходят для росписи шарфов, палантинов, одежды. Они используются для натуральных тканей и тербуют закрпелния паровым способом.


Акриловые обладают меньшей растекаемостью и насыщенностью, при росписи дают микроскопическую пленку на поверхности ткани и делают ее жесткой. Цвет менее глубокий. Но они более удобны в закреплении (закрепляются проглаживанием утюгом) и подходят для любых видов ткани, в том числе и синтетических.


Для узелкового батика подойдут порошковые красители. Они разводятся по инструкции, и окрашивание производится путем погружения ткани в теплый или горячий раствор красителя.


Резервирующие составы

Резервирующие составы для холодного батика можно купить в любом художественном магазине. Они бывают как бесцветные, так и разных цветов. Для горячего батика потребуется парафин, электрическая плитка и две емкости для водяной бани.


Кисти

Кисти нужны разные — мягкие беличьи или колонковые, для росписи анилиновыми красителями, жесткие щетинистые (разного размера) для нанесения воска при горячем батике, синтетические — для акрилов.


Инструменты для нанесения резервов

Для холодного батика стеклянные трубочки или специальные тюбики со съемной насадкой. Для горячего — чантинг, кисти, специальный батик-штифт (электрический), различные печати и штампы.


Подрамник или рама

Для маленьких работ можно натянуть ткань на обычные пяльцы. Для больших — потребуется деревянная рама или подрамник. Рамы бывают раздвижные и стационарные. Важно, чтобы рама была выполнена из мягкой породы дерева для удобства натягивания ткани и легкого вдавливания кнопок.


Еще понадобится много дополнительных вещей: кнопки и зажимы — для равномерного натяжения ткани на подрамник; копировальная бумага, калька и мягкий карандаш — для перенесения рисунка с эскиза на ткань; фен — для ускорения высыхания красок или придания необходимых эффектов; утюг — для закрепления готовой работы или выпаривания воска из ткани при горячем батике; соль — для создания красивых эффектов; прочные нити — для узелкового батика; ватные тампоны — для свободной росписи и удаления излишков краски с поверхности; палитра — для разведения красок; бак с плотной крышкой и старое одеяло — для закрепления паровым способом.


И еще, конечно же, хорошее настроение, потому что батик — это тонкая техника, где радость является составным компонентом.


Текст: Елена Карпицкая


Категория: РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ | Добавил: Shunka (20.04.2013)
Просмотров: 2263 | Теги: батик, рукоделие или чудеса своими руками | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 20.04.2024, 12:02
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
УЮТНЫЙ ДОМ [8]
КУЛИНАРИЯ [25]
В МИРЕ ЦВЕТОВ [7]
РУКОДЕЛИЕ ИЛИ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ [65]
Block title
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 84
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz