Из истории батика
Батик — роспись
по ткани — то, наверное, один из немногих
способов украшения, который, возникнув
еще в глубокой древности, сумел сохранить
свои традиции, приобрести новые воплощения
и не потерять актуальности. Само слово
«батик» явансокого происхождения и по
некоторым данным происходит от слова
«ambatik”, дословно
переводящегося как « ткань с небольшими
точками». Корень «ba” -
«ткань», суффикс «tik” - «
маленькая точка, капля или создание
точек».
О месте и времени
происхождения этой техники ученые точно
сказать не могут. Образцы окраски тканей
с применением метода резервирования
воском и различными растительными
смолами впервые были обнаружены 1500 лет
назад в Египте и на Ближнем Востоке.
Похожие образцы также нашли в Турции,
Индии, Китае, Японии и Западной Африке.
Но, несмотря на их схожесть, большинство
исследователей считают, что родиной
батика все-таки является остров Ява, на
котором эта техника развивалась несколько
столетий и достигла наибольшего расцвета
с технической и художественной точки
зрения.
После того, как
в 18 веке Индонезия стала голландской
колонией, батик стал известен в Европе.
Практичные европейцы модернизировали
производство батика и превратили его
в полупромышленный способ окраски
тканей. Правда, в середине 19 века окраска
тканей в технике батика была вытеснена
английской ситцевой набойкой. Лишь в
1900 году после Парижской Международной
выставки , где впервые после пятидесяти
лет забвения были продемонстрированы
широкой публике работы в технике батик,
он снова вошел в моду в Европе, Англии
и Америке. В середине 20 века батик проник
в дизайн. Сейчас в этой технике выполняются
панно, декоративные ткани, шторы, ширмы,
галстуки и многое другое.
О создании батика
Процесс создания
настоящего яванского батика очень
сложный и занимает много времени.
Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной
ткани (такая ткань идеально подходит
для нанесения воска), которую для начала
подготавливают к росписи в течение
нескольких суток вымачивают в воде,
отбеливают, стирают и сушат. Затем
готовят специальный состав для
резервирования — к обычному воску,
который очень быстро застывает, добавляют
разные пластичные вещества — воск
мелких черных пчел или даммаровую смолу.
Подготовкой к росписи традиционно
занимаются мужчины, а затем работа
переходит в нежные женские руки.
Мастерица садится
перед натянутой на раму тканью, и
специальным инструментом — чантингом
— наносит рисунок. Чантинг похож на
маленький медный чайничек с длинным
тоненьким носиком на длинной деревянной
ручке. Рядом с мастерицей расположен
очаг, на котором стоит емкость с
расплавленным воском. Чантингом она
зачерпывает воск и как кистью наносит
рисунок на тканью Опытные мастерицы не
пользуются предварительными рисунками
— наносят узор на чистую ткань.
После нанесения
воска ткань опускается в раствор
красителя. Места, где нанесен узор,
остаются белыми, а там, где воска нет, -
окрашиваются. Ткань просушивается и
снова натягивается на раму для нанесения
воска. Затем снова погружается в
краситель, но уже более темного тона.
Таких операций производится до 10 и
соответственно это занимает очень много
времени — от нескольких дней до нескольких
месяцев.
Индонезийский
классический батик очень сдержан по
цвету — все оттенки синего и коричневого.
Это обусловлено как особенностями самой
техники (окрашивание от светлого к
темному), так и наличием естественных
природных красителей — тропического
кустарника индигоноски (насыщенный
синий) и растения cora —
(коричневый). Реже использовался красный
цвет — пурпур, - который добывался из
морских брюхоногих моллюсков-иглянок.
Но он был очень дорого и ценился буквально
на вес золота из-за высокой себестоимости
красителя (чтобы получить 200 г краски,
нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков)
и поэтому ткани, окрашенные пурпуром,
могли позволить себе носить только
королевские особы.
В настоящее
время техника ручной росписи на Яве
почти полностью вытеснена методом
штамповки чап или чантинг-печать.
Ажурный, из тончайшей проволоки штамп
опускают в расплавленный воск, а затем
плотно прижимают к ткани. Получившийся
рисунок заливают красителем. Понятно,
что изготовленный таким способом батик
гораздо дешевле.
Виды батика
Есть несколько
видов росписи тканей. Они различаются
по способу резервирования. Рассмотрим
четыре из них: узелковый, горячий,
холодный, свободная роспись.
Узелковый батик
Узелковый батик
можно считать одним из самых древнейших
видов оформления ткани. Он был распространен
во многих странах мира: Индии, Японии,
Китае, в Западной Африке. Суть его состоит
в том, что перед крашением ткань по
предварительной задумке определенным
образом складывается и плотно
перевязывается жгутом. После этого ее
окрашивают, промывают и развязывают
жгут. Краситель не проникает в места
перевязки (под нитками не окрашивается
вообще, а в других местах окрашивается
неравномерно), что и создает неповторимый
узор на ткани. Чтобы получить более
сложный рисунок, после первого крашения
ткань сушат и , не развязывая первых
узелков, завязывают новые. Затем
окрашивают ткань в более темный цвет.
Эту процедуру можно повторить несколько
раз, только стоит учесть, что окрашивание
ведется от светлого тона к более темному.
Горячий батик
Это вид батика,
в котором резервирование участков ткани
производится путем нанесения на ткань
воска или специального состава на основе
воска или парафина. «Горячим» он
называется потому, что воск при помощи
кистей или специального истнтрумента
— чантинга — наносится на ткань в
горячем, расплавленном виде. Место,
покрытое воском, не впитывает краску и
ограничивает ее растекание. После
нанесения рисунка на ткань воск с
поверхности удаляется. Существуют
несколько видов горячего батика: простой
батик (в одно перекрытие), сложный ( в
несколько последовательных перекрытий
воском) и роспись «от пятна», когда перед
нанесением воска на ткань сначала
накладываются цветные разводы, а затем
все окрашивается в более темный цвет.
Холодный батик
В этом виде
батика контуры рисунка наносятся
специальным резервирующим составом,
который ограничивает растекание краски
по ткани. Этот резервирующий состав
делается на основе резинового клея, с
добавлением очищенного бензина или
парафина. Продаются и уже готовые
составы. Они бывают бесцветными и
цветными. Резерв наносится на ткань при
помощи специальных инструментов —
стеклянных трубочек или тюбиков. После
полного высыхания линии наносится
краска.
Свободная роспись
В этом виде
батика роспись производится вообще без
резервирующего состава. Она напоминает
акварельную живопись «по сырому» и дает
художнику большие возможности, хотя
требует большого мастерства.
Дополнительные
эффекты в батике
Кроме основных
видов, с которыми мы познакомились выше,
существуют еще и дополнительные эффекты,
способные придать неповторимость каждой
работе.
Солевой эффект
Он основан на
способности соли поглощать влагу. Если
нанести несколько крупных кристаллов
соли на только что наложенную и невысохшую
краску, то соль станет притягивать воду,
а вместе с ней и краску. После высыхания
на месте кристаллов образуются красивые
разводы, абстрактные узоры. Причем
результат всегда будет разный — это
зависит от многих факторов — размера
кристалла, влажности ткани, насыщенности
красителя.
Аэрография
Это способ
нанесения на ткань узоров с помощью
аэрографа ( пульверизатора). В итоге
можно получить плавные светотеневые
переходы. При этом контур рисунка будет
мягким и расплывчатым. Если на ткань
положить какие-нибудь предметы, например,
кусочки кружева, листья растений или
специально вырезанный трафарет, и
окрасить аэрографом, то можно получить
очень красивую композицию.
Набойка
Набойка выполняется
с помощью штампов. Поверхность, на
которой лежит ткань, должна быть ровной
и не скользкой. Для этого можно накрыть
стол старым байковым одеялом. Штамп
опускают в подготовленную печатную
краску, делают первый оттиск на бумаге,
тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно
прижимают к ткани, на которой отпечатывается
рисунок.
Материалы и
инструменты
Для занятия
батиком потребуются специальные
инструменты и материалы.
Ткань
Для батика
используют самые разнообразные ткани
— все зависит от задумки художника.
Лучшим, конечно, является натуральный
шелк — крепдешин, атлас, туаль. Для
горячего батика часто используют тонкий
хлопок. Подойдут также и шерсть, и тонкий
лен. Можно работать и на синтетических
тканях. Важно, чтобы краситель
соответствовал типу ткани. Все ткани
перед росписью проходят обработку —
замачиваются в воде, стираются и сушатся.
Это необходимо для того, чтобы удалить
с ткани апперт — специальную заводскую
пропитку, которая препятствует свободному
растеканию краски по ткани.
Краски
Если не вдаваться
в глубокие технологические подробности,
то все красители можно разделить на две
большие группы — на анилиновой и на
акриловой основе. Они различаются по
своим свойствам и способу закрепления.
Анилиновые дают
более насыщенный, богатый цвет, хорошо
растекаются по ткани, после закрепления
не придают ткани жесткость. Хорошо
подходят для росписи шарфов, палантинов,
одежды. Они используются для натуральных
тканей и тербуют закрпелния паровым
способом.
Акриловые
обладают меньшей растекаемостью и
насыщенностью, при росписи дают
микроскопическую пленку на поверхности
ткани и делают ее жесткой. Цвет менее
глубокий. Но они более удобны в закреплении
(закрепляются проглаживанием утюгом)
и подходят для любых видов ткани, в том
числе и синтетических.
Для узелкового
батика подойдут порошковые красители.
Они разводятся по инструкции, и окрашивание
производится путем погружения ткани в
теплый или горячий раствор красителя.
Резервирующие
составы
Резервирующие
составы для холодного батика можно
купить в любом художественном магазине.
Они бывают как бесцветные, так и разных
цветов. Для горячего батика потребуется
парафин, электрическая плитка и две
емкости для водяной бани.
Кисти
Кисти нужны
разные — мягкие беличьи или колонковые,
для росписи анилиновыми красителями,
жесткие щетинистые (разного размера)
для нанесения воска при горячем батике,
синтетические — для акрилов.
Инструменты для
нанесения резервов
Для холодного
батика стеклянные трубочки или специальные
тюбики со съемной насадкой. Для горячего
— чантинг, кисти, специальный батик-штифт
(электрический), различные печати и
штампы.
Подрамник или
рама
Для маленьких
работ можно натянуть ткань на обычные
пяльцы. Для больших — потребуется
деревянная рама или подрамник. Рамы
бывают раздвижные и стационарные. Важно,
чтобы рама была выполнена из мягкой
породы дерева для удобства натягивания
ткани и легкого вдавливания кнопок.
Еще понадобится
много дополнительных вещей: кнопки и
зажимы — для равномерного натяжения
ткани на подрамник; копировальная
бумага, калька и мягкий карандаш — для
перенесения рисунка с эскиза на ткань;
фен — для ускорения высыхания красок
или придания необходимых эффектов; утюг
— для закрепления готовой работы или
выпаривания воска из ткани при горячем
батике; соль — для создания красивых
эффектов; прочные нити — для узелкового
батика; ватные тампоны — для свободной
росписи и удаления излишков краски с
поверхности; палитра — для разведения
красок; бак с плотной крышкой и старое
одеяло — для закрепления паровым
способом.
И еще, конечно
же, хорошее настроение, потому что батик
— это тонкая техника, где радость
является составным компонентом.
Текст: Елена Карпицкая
|