Кудесница
 СТАТЬИ
Главная » Статьи » ДЕТИ » ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ?



В наше время на человека каждый день обрушивается такой поток информации, что порой не успеваешь подумать: правда иль вымысел, добро иль зло. А иногда то, что еще вчера было правильным, сегодня ошибочно. И уже кажется, что нет ничего постоянного… Но мы, как и наши прародители много-много лет назад, читаем своим деткам сказки, чаще не задумываясь, какую смысловую нагрузку они несут, какие зернышки мы сажаем.

 

Сказки – не для детей

 

Сказки – художественные произведения с установкой на вымысел – возникли много веков назад , передавались из уст в уста и адресовались взрослым. Ученые выдвигают несколько гипотез их возникновения: одни считают, что сказки отражают древние представления и обычаи, другие – подсознание человека, его подавляемые желания и комплексы. Интересно то , что сюжеты, композиции, герои сказок стабильны для всех времен и народов, существуют так называемые бродячие сюжеты. Как это возможно? Загадка для ученых. Да и вообще, вокруг и внутри сказок полно тайн. Например, не совсем понятно, почему в начале 17 века жанр сказок стал умирать, почему и зачем в конце того же века появились специально обработанные детские сказки. Есть несколько версий появления и назначения детских сказок: для познания маленьким человечком окружающего мира, действительности, для «назидания, развлечения, устрашения» (Бахтин). Но тогда интересно, зачем же для познания реальности детям надо погружаться в мир вымысла и фантазии. Возможно, потому что они при всей их непосредственности и наивности гораздо мудрее и понимают то, о чем мы, взрослые реалисты, можем лишь догадаться, произведя глубокий анализ. Предлагаем вам проанализировать сказки, которые мы читаем детям.

 

Сказки для детей

 

И начнем с того, с чего обычно , не задумываясь, и начинаем. Жили-были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба…» А если задуматься, о чем эта сказка. Да… А все потому, что сказка эта очень древняя, имеет сакральный подтекст. В те времена многие простые предметы имели символическое значение: золотое яйцо было символом смерти, его получали, когда приходило время умирать. Пестрая курица – посредником между потусторонним миром и реальным. Простое яичко – символом новой жизни (Пасхальное яйцо – тоже). Зная это, можно предположить, что сказка про Курочку Рябу была призвана успокоить людей (Бабу и Деда), уверить  их, что старость – это еще не конец жизни, что жизнь продолжается в детях.

 

Совсем маленькие детки, слушая эту сказку, вряд ли понимают ее истинный смысл но их радуют знакомые слова (Баба, Дед, мышка, курочка, яичко), а определенные ритм и мелодичность убаюкивают. Детки постарше уже могут насторожиться, чутко отреагировав на такие слова, как «били», «разбилось», «плачет». Конечно, можно и нужно говорить и объяснять им, какая Ряба хорошая, помогла пожилым людям, пожалела их. Но дети постарше, понимая все это, могут задать вполне логичный вопрос: «Дед хотел разбить яичко, почему тогда плачет?»

 

Теперь давайте вспомним другую сказку. «Жили-были старик со старухою. Вот и просит старик: «Испеки мне, старая, колобок». Малыши, слушая ее, знакомятся с животными, песенка Колобка их веселит или убаюкивает. Но уже в два годика многие детки сильно расстраиваются и плачут, когда лисичка хитростью заманивает Колобка себе на нос и съедает его. Тут вполне уместно объяснить, что Колобок не послушался, и поэтому попал в беду. Психологи считают такой вариант конца сказки даже полезным, потому что на подсознательном уровне прорабатывается тема смерти. Но старшие дети, многое уже зная, могут заметить: «А разве Баба и Дед испекли  колобок не для того, чтобы съесть?»

 

Получается, что сказки не универсальны, не подходят для деток всех возрастов.

 

Тому подтверждение – и следующая сказка. «Однажды мать испекла пирожок и сказала дочке: «Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке». С одной стороны, замечательная сказка, особенно для девочек, учит их не доверять чужим. Но, с другой стороны, очень впечатлительным барышням, если переусердствовать, можно внушить, что все знакомые мужчины – волки

 

Или. «Жил старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула в тряпку и положила на лавку». Вот так начинается сказка про Мальчика –с-пальчика. Ух, аж дух захватывает, а с другой стороны, эта сказка учит тому, что выход есть даже из, казалось бы, безвыходных ситуаций: продал отец Мальчика барину, а мальчишечка прогрыз у него в штанах дыру и ушел. Волк съел, но потом сам просил из живота вылезти, да еще к дому подвез. Нравится эта сказка мальчикам.

 

Получается, что сказки должны подбираться индивидуально, в зависимости от пола, эмоциональной восприимчивости ребенка, даже интересов.

 

Да, да, в зависимости от его интересов. Ведь очень часто дети просят читать им несколько раз в день одну и ту же сказку. Потому что что-то в ней затронуло, тревожит, нравится, помогает справиться с какой-то ситуацией в жизни. Вы можете постараться понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев его любимый, почему он выбирает именно эту сказку – это поможет лучше ребенка понять. В последнее время психологи все чаще и чаще обращаются к анализу сказок, утверждая, что они влияют на развитие личности ребенка и его поведение. Эрик Берн считал, что сказка-вымысел может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием могут сформироваться реальный план и реальные линии поведения жизни.

 

А еще с помощью сказок можно решать родительские педагогические задачи: воспитывать маленького человечка, преодолевать негативные стороны его личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно почитать народную венгерскую сказку «Два жадных медвежонка», капризуле – «сказку о глупом мышонке». Зная эмоциональную проблему малыша, особенности его темперамента, характера, можно и самим сочинить сказку, в которой герои, ситуации помогут ребенку найти верное решение волнующей проблемы.

 

Вообще, детские сказки родителям надо читать сначала самим, подбирать для каждого ребенка индивидуально, обсуждать после прочтения.

 

И все же вот несколько советов.

Совсем крохам подойдут короткие, мелодичные сказки, с повторами. Например: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».

 

Малышам понятны будут и сказки, которые познакомят их с окружающим миром, расширяют словарный запас: «Теремок». «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» и др.

 

Детки чуть постарше, у которых уже есть какой-то жизненный опыт, с удовольствием послушают сказки с сюжетом посложнее, в которых между героями строятся взаимоотношения: «Лиса и Журавль». «Смоляной бочок». «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гадкий утенок» и др.

 

Ближе к школе ребятам нравятся волшебные сказки, интригующие, захватывающие дух, с превращениями. Они учат оценивать поступки героев, делать выбор, моделям поведения. Например: «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка», «Морозко», «Царевна-лягушка» и др.

 

А закончим наше путешествие в страну сказок словами Юлия Кима: «Ах, как чудно и чудно! Ах, как страшно и смешно, зато в конце все будет хорошо!»

 Татьяна Левина, психолог

Категория: ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ | Добавил: Shunka (06.02.2013)
Просмотров: 1016 | Комментарии: 1 | Теги: воспитание, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 24.11.2017, 05:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ [7]
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ [19]
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ [4]
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [3]
Block title
Block content
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz